Секреты Жостовского производства.
Помолясь усердно Богу
Мастер сел за стол дубовый.
Что было необходимо для производства? Для создания жостовского подноса требовался кузнец (коваль), шпаклёвщик (грунтовщик) и живописец (рисовальщик).
А в руках кусочек неба
Ловко из железа выбит.
Кузнец. Из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса. Формы подносов были достаточно разнообразные: прямоугольные, круглые, овальные, «гитарные» или восьмиугольные. Размер тоже варьировался: маленький – «блюдечко», средний – «тазик» и великан – «скатертный». Бортик также требовал от кузнеца внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым» или волнистым – «крылатым».
Первые мазки туманны -
Путь художник намечает.
Шпаклёвщик. Покрывал поднос сначала лаком и отправлял в сушильную печку с t-60-80˚.
Самый главный секрет Жостова – это лак! До конца его состав не разгадан до сих пор! Но, тем не менее, известно, что главная загадка заключалась в одном из основных ингредиентов. Это копал – природная смола африканского или азиатского происхождения. Надо думать, покупался он на торговых ярмарках у заезжих купцов. Состав «вороного» или «хрустального» лака ценился на вес золота! Это был совершенно особый масляный лак, «который на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским». Да и ко всему прочему этот лак, «когда в жаркой печи хорошо иссохнет, то, как зерцало становится». Другими словами от лака зависело, потемнеет ли роспись или сохранит свой цветущий вид и зеркальную поверхность.
Подносам, покрытым натуральным растительным лаком, время было ни почём. Когда поднос высыхал, его передавали живописцу.
А вторые - долгожданны -
Буйной краской расцветают.
Живописец. Делает фон и расписывает поднос. Основной фон жостовсих подносов – чёрный, но бывает и цветным (красный, синий, золотистый, цвета слоновой кости). Инструмент художника – мягкие беличьи кисти .Мастер пишет исключительно по воображению – образцов нет. Стоит выйти за околицу, а там раскинулось душистое луговое разнотравье, наливаются соком спелые ягоды, птицы щебечут в ветвях деревьев и всё такое. Поднос постоянно вращают во время работы, что помогает осмотреть роспись со всех сторон и оценить композицию с разных точек. Над одним подносом мастер работает 14 дней. «Изюминкой» именно жостовской росписи является мазок – он кладётся в несколько приёмов и называется «долгим», при этом он должен быть и щедро густым, округлым и упругим. Именно мазок придаёт объём знаменитому жостовскому букету, позволяя в буквальном смысле каждому цветку донести до нас свой аромат…
Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
Старинная техника росписи выполняется в несколько приемов:
«Замалёвка» или «Вальс цветов». Это первый красочный слой росписи. Сначала черенком кисти художник намечает для себя местоположение стебельков букета, затем широкой кистью на черной поверхности подноса как бы набрасывает цветочный танец, набрасывает силуэты цветов и листьев и «красиво» собирает их в букеты. Такие "замалёванные" подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
«Тенёжка». Затем следует наложение теней по сухому замалёвку лессировочными* красками.
* Лессировка (от немецкого lasierung) - тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся очень тонким слоем поверх высохшего красочного слоя.
«Прокладка». Под этим словом понимается прописывание – «лепка» светлых мест теми же красками, но с добавлением белил. Такая техника ещё называется плотным корпусным письмом. Наложенный поверх теней более светлый корпус и называется «прокладкой». (А вы что подумали? :)) -
«Бликовка». Сверху на «прокладку» накладываются блики, которые выявляют объём.
«Чертёжка». То-о-неньким кончиком мягкой беличьей кисточки легко очерчиваются лепестки и листья, жилки, тычинки и пестики, и даже крошечные семена в чашечках цветов.
«Привязка». Завершающее письмо. Узоры-завитки из «усиков» и трав, написанные зелёной или коричневой краской на свободных местах фона между цветами и листьями букета.
Бортик подноса тоже расписывают золотым орнаментом. Рисовальщицы-орнаменталистки любовно называют его уменьшительно-ласкательными словами: писать «бубновки», «ёлочки», «ёлочки с метёлочкой», «травки», «рожочки», «дождичек», «веточки», «цветочки», «ленточки».
Когда отделка закончена, жостовские мастера говорят – поднос «открыт»!
Поделиться пазлом
Элементов | 270 |
Размер | 900x1080 |
Сложность | средний |
Добавлен | Tatia |
Опубликован | 12.07.2013 |
Игроки | 98 |
Лучшее время | 00:00:58 |
Среднее время | 01:18:25 |
Комментарии к пазлу
Добавить комментарий